музей Верещагина

Сегодняшний рассказ будет посвящен одному из старейших художественных музеев Украины - Николаевскому областному художественному музею имени В.В. Верещагина. Целью создания музея в городе Николаеве стало распространения просвещения среди народа, а также укрепление патриотических чувств. Именно активная деятельность художников-передвижников и членов Общества южных художников приносила большое значение в популяризации гуманистических идей. Они создавали  многочисленные передвижные выставки в разных губернских и уездных городах Украины. В создании нашего музея огромную роль сыграл князь Николай Антонович Гедройц. Это был высокообразованный и духовно щедрый человек. Он сделал очень много для сохранения изобразительного искусства, и поддержки украинских художников, сплотил вокруг себя людей, которым была небезразлична судьба страны, а также развитие и популяризация художественного искусства.

Н.А. Гедройц проживал в Николаеве. Здесь же он инициировал создание Общества утонченных искусств. В 1913 году это общество насчитывало более 100 членов и объединяло николаевских художников и любителей искусства. Для николаевского Общества утонченных искусств имени В.В. Верещагина самым основным делом стало основание художественного музея – памятника выдающемуся художнику-баталисту Василию Васильевичу Верещагину.

По инициативе Н.А. Гедройца, организационный комитет обратился с письмом к Президенту Академии искусств, где отмечалось, что В.В. Верещагина, является прежним воспитанником морского училища, и погиб он трагически в морской стихии. Этот человек очень уважаем и почетен среди моряков и дабы увековечить память художника – философа прославляющего своим талантом Отчизну, просили назвать музей его именем. Идею создания художественного музея и присвоения ему имени В.В.Верещагина поддержал известный художник И.Е.Репин. Был решен вопрос о выделении помещения для создаваемого художественного музея.  Этим помещением  стало помещение Николаевского Отделения Императорского Технического общества. Отзывались меценаты, которые соглашались передать в коллекцию музея произведения из своих коллекций.  Были также переданы вдовой художника Л.В. Верещагина его личные вещи, в свою очередь, Императорский Ломоносовский фарфоровый завод готовился отправить в Николаев фарфоровые изделия. Все это не давало возможности в нормальных условиях демонстрировать в предусмотренном помещении музейные экспонаты. А учитывая планирование в дальнейшем в художественном музее устраивать выставки-продажи художественных полотен и других изделий искусств, вопрос снова встал о новом помещении.
Усилиями многих людей достигнут положительный результат, и 22 сентября 1912 года Главный инспектор морской строительной части, выполняя правительственное распоряжение, передал в аренду на 12 лет помещение одного из наилучших сооружений города – гауптвахты для художественного музея. Это помещение подходило и по размерам и по месту расположения. Находилось оно на Соборной площади. Этот дом был сведен в виде двухэтажного дворца еще по заказу Г.А.Потемкина и по проекту архитектора И.Е. Старова. Построен он был в классическом стиле. На верхнем этаже помещения планировали открыть музей, а на первом этаже должны были располагаться  школа искусств, художественные мастерские и вспомогательные помещения. Здесь же планировалось открыть скамью, на которой бы продавались декоративно-прикладные изделия и брошюры о В.В. Верещагине. 6 июня 1914 года в десятилетнюю годовщину трагической смерти вице-адмирала С.Й. Макарова и художника-баталиста В.В. Верещагина на броненосце “Петропавловск” был открыт Николаевский художественный музей. Основу музейной экспозиции составили  148 разных (картин, этюдов и рисунков) произведений В.В. Верещагина, которые были получены из Русского музея императора Александра ІІІ-го.   Самыми выдающимися были 20 картин. Одновременно Петербуржская Академия искусств отправляет в Николаев 29 работ известных русских мастеров кисти и резца. Здесь были произведения И.К. Айвазовского “Пушкин на берегу моря”, Н.И. Авилова “Иван Грозный на прогулке”, В.Е. Маковского “Букинист”, К.Я. Крыжицкого “Штиль”, работы Д.К. Крайнева, В.Д. Поленова, Ф.О. Рубо. Позже поступило еще 9 работ. Были переданы в музей также скульптуры М.М. Антокольского “Иван Грозный”, В.О. Беклемишева “Святая Варвара”.  В мужей также были направлены три великолепных пейзажа (”Горный пейзаж”, “Марина”, “Зимний ландшафт”) Обществом им. А.И. Куинджи. Императорский Ломоносовский фарфоровый завод вместе с гранильной фабрикой передал уникальные коллекции прикладного искусства.
Инициатор же создания музея Н.А. Гедройц подарил 11 рисунков В.В. Верещагина. На открытии музея присутствовал сын  В.В. Верещагина.  Благодаря подаренным семьей личным вещам, получилось  воспроизвести обстановку рабочего кабинета художника.