Судостроительный Завод "Лиман"

Известнейшим предприятием нашего города является Публичное Акционерное Общество «Судостроительный Завод "Лиман"», который до августа 2000 года назывался Черноморским Судомеханическим Заводом, и как самостоятельное предприятие возник в 1886 году на базе мастерских Николаевского морского торгового порта. На притяжении многих лет, основным видом деятельности предприятия был - судоремонт.

Однако с 1933 года специализация завода начала меняться и кроме традиционного судоремонта завод начал строительство несамоходных барж, плавучих причалов, лихтеров из стали. Также на заводе было организовано производство металлоконструкций для гидротехнических сооружений. В то время, основными заказчиками завода были предприятия бывшего Советского Союза, которые работали в области строительства портов и гидротехнических сооружений. Начиная с 90-х годов предприятие начинает  осуществлять проект строительства яхт и на нашей верфи строятся две однотипные парусно – моторные шхуны типа AQUATON-88 (длиной 26,7 метра). Это были первые, построенные на территории бывшего СССР, но в уже не зависимой Украине Мегаяхты. В наше время одна из этих яхт является в настоящее время учебной шхуной Испанских военно-морских сил. Также на заводе производится строительство небольших рыболовных судов для рыбодобывающих предприятий региона Черного и Азовского морей. Также на завод начали обращаться заказчики, которые  купили  старые списанные военные катера с просьбой реконструировать и обновить их. После этого, завод начинает производить ремонт, модернизацию и реновацию списанных катеров. Также одновременно на заводе налаживается производство и установка мебели для таких яхт.  Известными проектами были моторная яхта «Мрия» проект по реновации 09111 и моторная яхта «БУРАН» проект по реновации 09111b. И благодаря таким проектам по реновации, завод начал получать первый опыт в работе с ценными породами дерева, опыт по работе с дорогими лакокрасочными материалами для покраски корпуса, опыт по установке судовых систем и оборудования. Также получается опыт по обработке и укладке тикового дерева на палубы. В 1995 году завод был приватизирован и после этого реорганизован в Открытое Акционерное Общество. К традиционным видам деятельности здесь добавилось производство парусных, парусно-моторных яхт и катеров различного назначения из стали, пластика и алюминиевого сплава. Таким образом, с 2000 года основными видами деятельности предприятия становятся строительство яхт. Однако судоремонт в настоящее время занимает не малую часть работ, и завод уделяет этому  немало сил. Сегодня поддерживается  возможность обращения заказчиков для ремонта и обслуживания именно мегаяхт. 2000 году произошло  изменение бренда предприятия в ОАО СЗ «ЛИМАН». На завод поступают предложения по строительству яхт длиной более 30 метров со стали и алюминиевого сплава. А летом 2002 года происходит закладка первой парусной мегаяхты представительского класса. 

В настоящее время на предприятии постоянно работает свыше 250 человек, и это не считая фирм контрагентов,  которые выполняют второстепенные работы на заводе в процессе строительства яхт. Сегодня, СЗ "Лиман"  занимается строительством мегаяхт, судов, катеров начиная с проектирования и согласования, и заканчивая сдачей заказчику готовой к эксплуатации яхты. Строительство ведется под надзором всемирно известных классификационных обществ таких, как Bureau Veritas (Франция), Российского Морского Регистра судоходства, Украинского регистра, СЕ - сертификации и др. Все оборудование и двигатели используются лучших мировых производителей, это придает яхтам высокое качество, надежность и уже сейчас позволяет успешно конкурировать с зарубежными аналогами.  При этом проектирование корпусов, качество сварки стали, алюминиевого сплава ни чем не уступает, а иногда даже превосходит зарубежные аналоги. Примечательным является тот факт, что завод производит строительство мегаяхт на собственной территории и собственными силами. Самостоятельно заводом производится сварка, и сборка корпусов со стали и алюминиевого сплава, установка оборудования и механизмов, покраска корпуса. Также самостоятельно производится изготовление, обработка и установка мебели для яхт из ценных пород дерева, таких как котто, махагони и вовон и д.р., а также  укладка тикового дерева на палубы. Завод имеет собственный Проектно-конструкторский и дизайнерский центр (ПКЦ), который находится на его территории. Этот центр работает с современными средствами автоматизированного проектирования, такими как «TRIBON», «AUTOCAD» и др. Наличие собственного ПКЦ дает возможность проектировать интерьеры и экстерьеры яхт, учитывая все пожелания заказчиков. Также ПКЦ может спроектировать, протестировать любой корпус, яхту с учетом всех пожеланий заказчиков. Стратегия завода в постройке яхт состоит в учете всех пожеланий заказчика.  Так, на базе одного корпуса, по требованию заказчика, на заводе могут сделать разную внутреннюю планировку и разный экстерьер.  Заказчику предлагается несколько вариантов оборудования, отвечающего требованиям классификационных обществ, а заказчик в свою очередь выбирает из предложенных вариантов. Также заказчику предлагаются как собственные услуги по дизайну интерьеров, так и услуги ведущих мировым дизайнеров Мега-яхт. Яхта может быть построена полностью готовая к эксплуатации с готовой внутренней отделкой, так и без внутренней отделки, которая будет способна своим ходом дойти на любую другую верфь для последующей отделки интерьеров там. На заводе есть возможность по строительству яхт/судов, катеров длиной до 70 метров и доковым весом до 800 тонн. В настоящее время ведется также строительство лоцманских судов, скоростных патрульных катеров для береговой охраны, плавучих причалов для яхт-клубов.