Яхт-клуб

Николаевский яхт-клуб. В нашем славном городе, есть замечательное место для отдыха горожан – это яхт – клуб, который располагается на реке Южный Буг в северо-западной части города. В 2012 году николаевскому яхт-клубу исполнилось 125 лет. Это организация, которая объединяет яхтсменов, культивирует и развивает парусный спорт. Сегодня можно утверждать, что это единственный яхт – клуб на Черном море, со дня основания оставшийся на своем месте и сохранивший свое название и назначение. Николаевский яхт – клуб сохранил все лучшее, чем можно гордиться и в первую очередь парусный спорт. А основан этот замечательный Николаевский речной яхт – клуб был 18 апреля 1888 года. В тот день в восточной части Морского бульвара, 120 наемных рабочих приступили к расчистке и подготовке будущей территории Николаевского яхт-клуба. Вся эта территория в то время была городской свалкой и буквально за 15 дней 12 десятин отведенной земли были расчищены. А в результате работ был построен деревянный забор, сарай, причал и поднята мачта. Здесь же на южном склоне холма были высажены 80 саженцев клена, ясеня, акации и липы. Из соседней территории были удалены трактиры, обжорные и питейные заведения. Затем Николаевский яхт-клуб получил и свой флаг, представляющий из себя белое полотнище с синим прямым крестом, российским триколором в каньоне и гербом Николаева внизу. Евгений Николаевич Голиков - адъютант военного губернатора и капитан I ранга был назначен первым секретарем яхт-клуба. 7 мая 1888 года состоялся праздничный молебен по случаю открытия яхт-клуба с водосвятием и торжественным подъемом флага. Закончился праздник  парусной гонкой. Затем, 22 августа 1888 года Морским министерством был утвержден устав Николаевского яхт-клуба, в котором определялся предмет его существования, а именно распространение охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах, а равно улучшение их постройки.  Клуб имел право учреждать гонки судов и устраивать беседы по предметам, относящимся к морскому делу. В уставе была указана и возможность выписывать из-за границы суда и модели и содержать мастерские для их постройки. 16 апреля 1900 года в Николаевском яхт-клубе состоялся «Праздник древонасаждения», на котором яхтсменами на Бугском склоне были высажены 2000 саженцев различных деревьев. 17 мая 1904 года было построено прекрасное здание яхт-клуба по проекту яхтсмена и архитектора Леопольда Леопольдовича Родэ.  В апреле 1904 года, на территории яхт-клуба открывается первая в Николаеве школа плавания с тренерами мужской и женской групп. 12 августа 1907 года яхт-клуб празднует свое 20-летие.  К этому времени под яхт-клубовским флагом насчитывается уже более 300 спортсменов. 8 апреля 1916 года – в  яхт-клубе организовали Союз спортивных обществ города, а поскольку было уже военное время, праздный отдых в клубе уступил место серьезным занятиям прикладными видами спорта.  На этих занятиях, патриотически настроенная молодежь готовилась защищать свою Родину на фронтах мировой войны.

В довоенные годы яхт-клуб был местом отдыха горожан.  Здесь в выходные дни устраивались гуляния, в киосках продавали пиво, ситро, мороженое, пирожные, как правило, играл духовой оркестр. Одетые во все белое отдыхающие, прохаживались вдоль побережья. В ветреные дни, все желающие могли прокатиться на яхтах. В 1930-е годы на рейде стояло более десятка яхт. В центре прямо напротив пира стояла яхта «Октябрь», это гоночная яхта с вооружением бермудский шлюп, она считалась одной из лучших яхт клуба. Рядом в первом ряду стояла яхта с гафельным вооружением и бушпритом «Гражданин». Эту яхту можно было узнать издалека, из-за горизонтальных прутьев поверх иллюминаторов. Кокпит яхты был настолько велик, что помимо экипажа туда помещался духовой оркестр в составе 10-ти человек.   Далее в центре за яхтой «Октябрь» стояла аналогичная яхта «Нева», обе они были построены в Англии. Далее располагалась частная яхта «Ланаи», принадлежащая рулевому Кононникову. А левее от центра стояли частные яхты «Кармен» Георгия Тихоновича Червонооченко и «Игрушка» Стоянова. В этой же группе стояла яхта - компромисс НКИ «Москвичка», рулевой Александр Колеников и другие яхты. Но гордостью яхт-клуба была крейсерская яхта «Арктика». Эта двухмачтовая шхуна с деревянным корпусом была разработана и построена в НКИ. По советским меркам того времени яхта имела роскошный интерьер, по пайолом были расстелены персидские ковровые дорожки красного цвета, а в кают-компании стояло фортепьяно. Экипаж "Арктики" состоял из 12 человек. В 1938 году под командованием капитана яхты Даниила Тихоновича Червонооченко николаевские яхтсмены прошли 2500 миль. В конце июля 1941 года, с приближением немцев к городу, по распоряжению директора Э. Шульца все кубки и книги Николаевского яхт-клуба были уложены в два корабельных сундука и закопаны на бугском склоне, а все яхтсмены ушли на фронт. К сожалению, во время войны многие яхты были уничтожены, а часть их была угнана в Германию.

Однако после освобождения города и принятия решения о восстановлении всех спортивных сооружений, с Ленинградской спортивной верфи стали поступать новые яхты. Большое количество яхт было построено на николаевских судостроительных заводах. В 1947—1949 годах в Николаеве даже проводились первенства страны по парусному спорту, а с 1952 года в нашем городе проводятся соревнования, посвященные памяти П. П. Шмидта. В августе 1987 года Николаевский яхт-клуб отмечал свое 100-летие, а  9 сентября того же года из яхт-клуба в кругосветное путешествие вышла яхта «Икар» под командованием капитана Б. С. Немирова. Эта яхта с того времени прошла примерно 100 тысяч миль в морях и океанах и стала широко известна как первая отечественная яхта, обошедшая вокруг света. Имя этой яхты занесено в Морской Энциклопедический Словарь. Яхта «Икар» — участник парадов парусных судов, её флагу салютовали в портах США, Англии, Голландии и других стран. С 1994 года  яхт-клуб проводит ежегодную экологическую регату им. Сергея Шаповалова «Кубок Кинбурнской косы».

На набережной яхт – клуба в 2009 году установлен памятник Г. А. Потемкину, а в апреле 2012 года в яхт-клубе установлена корабельная мачта — металлическая, высотой около 30 метров, по всем параметрам идентичная деревянной, которая была снята с настоящего судна и простояла в николаевском яхт-клубе больше ста лет. Возле здания яхт-клуба ещё в конце прошлого века были установлены корабельная сигнальная мачта и 12 чугунных корабельных пушек. Но до наших дней сохранилось всего шесть орудий. На территории яхт-клуба много лет расположена водноспортивная база НУК им. адмирала Макарова. В марте 2012 года Николаевский горсовет передал территорию городского яхт-клуба на улице Спортивной областной специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва и парусного спорта «Областной яхт-клуб».

В настоящее время в яхт-клубе сохранены лучшие яхтенные традиции. Проводятся регаты, одна из которых «Экологическая регата» собирает самое большое число яхт на Черном море. Ежегодно весной в помещении кают-компании проходит яхтенная ярмарка. Сложные периоды были в жизни яхт – клуба: войны, революции, оккупации... Но клуб выжил, а николаевские яхтсмены своими победами прославляли наш корабельный край. В николаевском яхт-клубе уже 125 лет побеждают в парусных регатах и играют в домино, назначают свидания и уходят в далёкие моря, растят внуков и вспоминают прошлое... Это часть души нашего города, которая живет здесь.